Рейтинг Кинопоиск: 6,7
Рейтинг Экслера: 6,5
- Режиссер:
- Карим Айнуз
- В ролях:
- Алисия Викандер, Джуд Лоу, Эдди Марсан, Руби Бенталл, Брайони Ханна, Сэм Райли, Амр Вакед, Эрин Доэрти, Джуния Рис
Отзыв кота Бублика
Революционный, антиклерикальный и антимонархический пафос картины отлично подошел бы советскому прокату. А слишком прямолинейный профеминисткий и антипатриархальный нарратив, и так уже навязший в зубах, здесь подается с наивностью неофита
Борис Гришин, Кино@mail.ru
Но главной проблемой «Игры королевы», как ни странно, является единственное ее достоинство, а именно — Джуд Лоу, блистательно изобразивший тирана и кровопийцу Генриха VIII. Что он только с явным удовольствием не вытворяет в кадре — оттопыривает дряблые белесые ягодицы перед тем, как пустить газы, поет неожиданно тонким голосом хиты столетия, бьет все рекорды по децибелам, отрыгивая баранье жаркое, злословит и сквернословит, усмехаясь в курчавую бороду, наконец, хватает за ляжки пробегающих мимо девиц, нисколько не стесняясь осуждающего взгляда Алисии Викандер.
Зинаида Пронченко, Коммерсант
Король Генрих VIII (Джуд Лоу), женатый на Кэтрин Парр (Алисия Викандер) - это была его уже шестая жена, - настолько доверял новой супруге, что даже оставил ее регентшей при своем дворе, пока сам Генрих занимался прямыми королевскими обязанностями - вел очередную бессмысленную войну с французами.
Впрочем, зря он так доверял Кэтрин. Та в отсутствие короля посещает лесное святилище, в котором проповедует ее старая подруга Энн Аскью (Эрин Доэрти): она утверждает, что Библию нужно читать на английском, чтобы лучше понимать священную книгу, ну и замышляет если не монархический, то хотя бы религиозный переворот.
У Генриха дела на войне пошли неудачно, он получил серьезное ранение ноги, рана загноилась, и Генриху пришлось возвращаться домой, где он будет бесконечно страдать от боли, его паранойя разыграется по полной программе, и Кэтрин нужно будет вести себя крайне осторожно, ведь у предыдущих пяти жен Генриха развод с монархом сопровождался или походом на эшафот, или ссылкой в монастырь. А ее дружбу с Энн Аскью Генрих может посчитать государственной изменой - за общение с реформаторами в те времена запросто можно было сложить голову.
***
Генрих VIII (он, конечно, никакой не Генрих - чай, не немчура какая-то, - а Хенри) - персонаж многих литературных произведений. Он был хорошо образован и одарен, в молодости считался красавцем, а его многочисленные женитьбы вошли в поговорки. К концу жизни - он прожил 54 года, - Генрих страдал от ожирения и гангрены, у него постоянно менялось настроение, и находиться рядом с ним было не только неприятно, но и небезопасно.
В литературных произведениях чаще всего обращаются ко второй супруге Генриха VIII - Анне Болейн, ради брака с которой Генрих разорвал связь с Апостольским Престолом, и Папа римский Клемент VII тогда отлучил Генриха от церкви, но тот, как мы знаем, по этому поводу особо не тужил, и просто назначил самого себя главой англиканской церкви.
Про историю Анны Болейн сняли несколько фильмов, в том числе относительно недавний "Еще одна из рода Болейн", который мне показался на удивление слабым.
История шестой жены Генриха VIII Кэтрин Парр, которая, как известно, ухитрилась выжить, причем находясь рядом с Генрихом в самый тяжелый его период, ранее в литературе особо не отражалась, однако в последнее время Кэтрин стала героиней сразу двух романов - "Гамбит королевы" Элизабет Фримантл, и "Укрощение королевы" Филиппы Грегори.
Собственно, в основе сценария "Игры королевы" (оригинальное название переводится как "Подстрекательница") и лежит "Гамбит королевы", хотя текст для сценария серьезно переработали.
Ставить картину пригласили бразильского режиссера Карима Айнуза, чей фильм "Невидимая жизнь Эвридики" 2019 года получил приз в категории "Особый взгляд" Каннского кинофестиваля, и тот этому приглашению сначала сильно удивился, потому что он ничего не знал ни о Кэтрин Парр, ни о Генрихе VIII, но когда почитал сценарий, то понял, что это история сильной женщины, находящейся рядом с тираничным супругом, а истории сильных женщин - это то, что режиссера всегда интересовало.
Бюджет картины не раскрывается, но, по моим оценкам, картина должна была обойтись не менее чем в $40 миллионов - учитывая пышность костюмов и декораций, а также участие Джуда Лоу, Алисии Викандер, Эдди Марсана, Саймона Расселла Била и других хороших актеров.
Что в итоге получилось у съемочной группы? Ну, как справедливо заметил кот Бублик, это не "Еще одна из рода Болейн", который скажем честно, просто позор какой-то. Нет, здесь мы имеем вполне крепкую костюмную драму об умной и сильной женщине находящейся под властью умирающего и сходящего с ума от паранойи тирана, однако наличие Джуда Лоу в роли Генриха VIII сыграло с постановщиком злую шутку: как ни крути, а главный герой здесь - не Кэтрин Паррр, а именно он, Генрих.
Джуд Лоу - очень хороший актер, к тому же он любит актерские вызовы, и он исполнению роли этого персонажа отдался с такой страстью, что Генрих VIII в итоге получился здесь самым ярким персонажем, а Кэтрин, с ее холодностью и сдержанностью, на его фоне сильно теряется, хотя постановщик старался концентрироваться именно на ней.
Что интересно, мы, в общем-то, о Кэтрин из фильма почти ничего не узнаем. Она симпатизирует протестантизму, она написала книгу, она изобретает свои собственные молитвы, чем вызывает явное неудовольствие епископа Стивена Гардинера - ну и все. За весь фильм она один-единственный раз возмутилась при известии о казни ее старой подруги Энн Аскью, но тут Генрих взял ее эдак ласково за горло и спросил нежно, с чего это их супружница (король говорит о себе во множественном лице, так полагается) себе позволяет такие вольности, после чего экранная Кэтрин заткнулась и до конца фильма с венценосным супругом общалась исключительно в стиле "Да, Генрих", "Как скажешь, Генрих", "Мне тебя очень не хватало, Генрих".
Какую Кэтрин ведет игру, к чему она его подстрекала - из фильма вообще никак не следует. Ну, чисто теоретически мы понимаем, что она его подстрекала к протестантизму, но как, Кэтрин, как?!! Все это было совершенно неочевидно. А уж самый финал, где постановщика и вовсе унесло в какие-то пучины безудержной фантазии - там это все смотрелось откровенно беспомощно, как будто постановщик понимал, что у него не получилось выстроить убедительную фигуру из Кэтрин Парр, ну так давайте в самом финале сдъяволим что-нибудь эдакое, раз уж все равно нечего терять.
Алисия Викандер - вполне достойная актриса, но здесь ей, скажем честно, было просто нечего играть: фигура Кэтрин - практически совершенно непроницаемая. Первоначально на эту роль планировали Мишель Уильямс, и Алисию пригласили тогда, когда выяснилось, что у Мишель не совпадает расписание. (Кстати, судя по тому, что в 2023 году Мишель вообще не снималась ни в каких кинопроектах, она просто не захотела сниматься в данном фильме - ну, видимо, правильно сделала.)
В противовес своей супруге Генрих VIII - персонаж, который каждым своим появлением в буквальном смысле слова заполняет все пространство. Он шумный, громогласный, очень темпераментный. Генрих любит повеселиться, обожает пиры и всякую движуху, и видно, что только развлечения служат ему утешением и как-то отвлекает его от той боли, которую он чувствует постоянно.
И нам его жалко. Мы видим, что он сильно страдает. Мы видим, что этот человек жаждет любви этой женщины, которая за него вышла, судя по всему, просто из страха. И мы здесь не видим тирана-негодяя - мы видим только страдающего человека, обладающего огромной властью, но вся эта власть не может избавить его от боли и не может хоть как-то отдалить скорый конец.
В итоге главный герой здесь - именно Генрих VIII. И практически только он вызывает живой зрительский интерес. Тогда как Кэтрин - ее появление вызывает только скуку. Ну да, мы понимаем, что она сильно рискует, что у нее могущественные враги - тот же епископ, - и что супруг запросто может ее казнить, что он уже проделал с двумя из пяти предыдущих жен. Но тем не менее у постановщика не получилось сделать Кэтрин по-настоящему интересным персонажем.
Поэтому и фильм получился - очень так себе. Никак не отстой, посмотреть его, в принципе, можно: отличный Джуд Лоу в роли Генриха, классный Саймон Расселл Бил в роли епископа, очень хороший Эдди Марсан в роли Эдварда Сеймура, отца бывшей супруги Генриха, подарившей ему единственного наследника. С визуальной точки зрения - богатые костюмы, скрупулезная работа художников и декораторов по воссозданию соответствующего времени, - тут все очень хорошо, однако главная сюжетная линия картины получилась достаточно невнятной, увы.
Сборы у фильма совершенно провальные, в Штатах он и вовсе собрал всего полмиллиона, критики на картине оттоптались - на Rottentomatoes от них всего 58% свежести, - и правильно, в общем-то, сделали, а мне жаль, что так получилось. Потому что действительно старались, но постановщик с задачей просто толком не справился. Не его формат, не его история.
Такие дела.
P.S. Картину зачем-то номинировали на главный приз Каннского фестиваля 2023 года. Понятно, что победить она не могла по определению.
Официальный трейлер:
Зрелищность | 5 |
Актерская игра | 4 |
Режиссерская работа | 3 |
Сценарий | 4- |
костюмная полудрама
решайте сами
m.sports.ru
К концу. 😄

Алисии Викандер
Две актрисы в одной роли?
Французские короли на эту тему как-то не запаривались, с женами вообще могли не встречаться месяцами (в отличие от фавориток).
Хотя, с другой стороны, то, что Англия пошла по протестантской дорожке, привело ее на какое-то время к мировому господству. Но, сдается мне, Генрих VIII таких целей перед собой не ставил, когда хотел потрахаться
Поэтому да, женился еще 3 раза. Заклинило мужика.
Вообще, ситуация была и смех, и грех. И понятно, что с головой у Генриха было сильно не в порядке. Об этом прекрасно знали в Европе, и когда он, после смерти третьей жены, начал выискивать за рубежом, на ком бы еще жениться, все королевские дворы поприседали и притворялись ветошью.
Вот, пример. Да, у тебя маленький и слабый здоровьем сын. Но. У тебя же две дочери постарше твоего сына! И случись что с мальчиком, они могут взойти на трон! В стране - действует, по сути, полусалическая система. При которой приоритет у мальчиков, но если их нет - то наследуют девочки. Трое законных детей - уже есть!
Что бы сделал разумный человек? Занялся бы королевским воспитанием обоих девиц, строя семью, в которой кто-то будет королевить, а остальные - будут на подхвате. Чтобы кто бы ни пришел к власти, был к этой власти готов и осуществлял ее в соответствии с опытом и мудростью поколений. Чтобы они не враждовали и не пытались удавить друг друга.
Что сделал Генрих? Рассовал дочерей по дальним замкам, чтобы конкуренцию, даже видимую, сыну не составляли. Детей науськивали друг против друга. Воспитанием дочерей занимался кто угодно. Стоит ли удивляться, что Мэри выросла религиозной фанатичкой и полной оппозиционеркой политике отца, а Элизабет, хоть и помягче нравом, но с паническим страхом заводить семью и оказаться снова в зависимости у кого-либо.
Короче, Генрих был мудак как муж, и идиот в качестве родителя. Зачем тебе новые дети, если ты с имеющимися не справляешься?
Совсем недавно, кстати, в прошлом веке, в Великобритании тоже был кризис. Когда наследницами престола стали две девчушки - Елизавета и Маргарет. И что? И ничего, пережили. Обе вышли замуж, нарожали детей, теперь наследников столько, что на всех бюджета страны не хватает, только успевай вычеркивать.
А почему? А потому что приняли как факт, что будет у нас королева, и успели девочку подготовить, и поддерживали всем колхозом, когда она на престол в 27 взошла. И отличная королева получилась.
Там короли хотя бы нормально принимали этот факт, не устраивали кровавый цирк с шестью браками
У русских Иван Грозный был из того же теста. Тоже жен перебирал, кстати. И кровопускания окружению устраивал
Французские монархи в тот период как раз гораздо мягче были. И окружение своё так не резали. Это потом они «абсолютизировались»
Не в наследнике там было дело
От первой жены (24 года в браке, между прочим) получилась только девочка.
От Анны, второй жены, тоже девочка.
Долгожданный мальчик родился от уже третьей жены. Но та вскоре умерла.
Дальше уже просто "чтоб было" - детей в браке больше не было, и сами жены не влияли на политику в стране, как самостоятельные личности, совершенно.
Вообще - всю жизнь стараться оставить наследника мужского пола, и в результате? Две королевы, причем обе бездетные, и переход короны к другой династии.
Причем, обе дочери были ужасно травмированы обстановкой, в которой выросли.
Одна на фоне того, как обошлись с ее мамой-католичкой, вышла замуж за католика и утопила страну в крови, пытаясь искоренить введеный её папочкой протестантизм.
Вторая, из-за того, как обошлись с ее мамой (а ее маму казнили, а не отправили в монастырь) и с ней самой (обьявили незаконнорожденной), замуж не вышла вообще. Справедливо полагая, что корона - ее единственная надежная защита в этом мире. И сама же создала прецедент цареубийства. Который потом, позже, вспомнил Кромвель.

В ASoIaF есть совершенно четкий персонаж, которого делали под Генриха-8. Это Мэйгор I Жестокий, строитель Красного Замка
7kingdoms.ru
noun [ C ]
uk /ˈfaɪə.brænd/ us /ˈfaɪr.brænd/
firebrand noun [C] (PERSON)
a person who causes political or social trouble by opposing authority and encouraging others to do so:
He is trying hard to dispel his image as a left-wing firebrand.
dictionary.cambridge.org
Да, и у Элизабет Тейлор, Киры Найтли, Хелены Картер смешанное происхождение.
Чисто для точности. Не расист, и не сомневаюсь, что англичанки бывают красивыми. Та же Эмма Уотсон с Вашего коллажа.

UPD: ru.m.wikipedia.org
Наш добрый, наш славный король Дагобер
Штаны надевал на особый манер.
Идёт он по улице, смотрит народ:
— О, задом надеты штаны наперёд!
Святой Элюар, преподобный чудак,
Ему говорит приблизительно так:
— Вам слуги помочь с туалетом должны...
— Вы правы. Подать мне другие штаны!
Камзол надевает король на парад —
И снова конфуз: на камзоле дыра! ..
Король не заметил её в суете,
И ярко сверкает дыра на локте.
Святой Элюар замечает тотчас:
— Камзол не в порядке немного у вас...
— Вы правы, — ему отвечает король.—
Давайте меняться: камзол на камзол!
Наш славный, наш добрый король Дагобер
Идёт на охоту в долину Авьер.
Но что это? Сучья в чащобе трещат —
Рысцою король поспешает назад.
Святой Элюар говорит из окна:
— Нельзя вам так бегать! Одышка вредна!
— Вы правы. Но я торопился домой:
Там кролик ушастый погнался за мной!
Наш добрый, наш славный король Дагобер
В поход снаряжает шестнадцать галер.
Едва лишь взойдёт над волнами заря —
Король Дагобер отплывает в моря.
Святой Элюар говорит:
— В добрый путь!
Но, знаете, в море легко утонуть.
Что скажет на это наш добрый народ?
— Он скажет: «Король наш, наверное, пьёт!»
Король Дагобер выступает в поход,
Старинную саблю с собою берёт.
Железная сабля огромна, грозна,
Отточена остро-преостро она.
Святой Элюар говорит:
— Ой-ё-ёй!
Недолго порезаться саблей такой!
Пораниться можно такою вполне.
— Вы правы. Подать деревянную мне!
Наш добрый, наш славный король Дагобер
Ещё и подраться любил, например.
Он дрался, бывало, со всеми подряд,
И часто, признаться, совсем невпопад.
Святой Элюар... О, святой Элюар!
Кричит он:
— Да это же просто кошмар!
Вас могут убить среди белого дня!
— А вы заслоните собою меня.
А умер король у себя на дому.
И дьявол рогатый явился к нему.
И сам сатана. И десяток химер.
— Попался, — завыли, — король Дагобер!!!
Святой Элюар говорит королю:
— Я горько, король мой, сегодня скорблю... —
И слышит — из гроба доносится всхлип:
— А вы умереть за меня не могли б?..
Лингвисты возводят это название к праславянской основе *obl («круглый») с последующим появлением диалектного протетического звука в (аналогично произнесению слова «утка» как «вутка»). Соответствия известны у южных славян. Аналогичные названия водных объектов, но только с гласным а (Вабля), отмечены в Верхнем Поднепровье. В плане объяснения значения названия выдвинуты два предположения: от праслав. *vabiti («манить») и балтийского происхождения — на древнепрусском woble («яблоко») или на литовском — vabalas, на латышском — wabule («жук»)[3][8].
А запомнились - ну, энергично и весело, не то что какая-нибудь тоска Фета про ласточек...
Он славный был король
Любил вино до черта,
Хоть трезв бывал порой.
Ещё любил он женщин
И знал у них успех.
Так, лаврами увенчан,
Он жил счастливей всех...
Почему эти пошлые стихи сразу запомнились школьнику второго класса - загадка.
Зря бумаги не марал
Не давал проходу юбкам
Громко песенки орал
Модераторам! Приготовить банхамеры. 🔨