Комната по соседству / The Room Next Door
13.03.2025 4861   Комментарии (33)
6,8
Рейтинг IMDB: 6,8
Рейтинг Кинопоиск: 7,0
Рейтинг Экслера: 6,8
Сборы по миру:  $16,4 млн
Визуально безукоризненное, но, по сути, растянутая на полный метр короткометражка.
Отзыв кота Бублика

Он добавил вспомогательные сюжетные линии, переписал финал и властно, но не оскорбительно для автора первоисточника присвоил чужой материал.
Антон Долин, "Медуза"

Снять фильм по книге - это означает "присвоить чужой материал"?
Недоумение кота Бублика

Я любила Балканскую войну.
Фраза Марты из фильма

Ингрид (Джулианна Мур) - писательница, живущая в Нью-Йорке. Во время автограф-сессии ее новой книги, посвященной пониманию и принятию смерти, старая подруга Ингрид Стелла, приехавшая в Нью-Йорк из Бостона, сообщает, что они собирается навестить в Манхэттенском онкологическом центре Марту Хант (Тильда Суинтон). Стелла считает, что Ингрид знает о болезни Марты, ведь они когда-то давно вместе работали в одном журнале и дружили, однако Ингрид говорит, что она не общалась с Мартой лет тридцать. 

Ингрид приехала в онкоцентр навестить Марту, та ей очень обрадовалась, они разговорились, после этого Ингрид стала часто навещать Марту. В какой-то момент больной вроде бы стало становиться лучше после экспериментального лечения, потом снова стало хуже, и Марта поняла, что надежд на улучшение состояния у нее нет. 

А раз нет надежд, сказала Марта Ингрид, то она не хочет умирать в унизительных мучениях, а хочет уйти из этой жизни на своих собственных условиях и тогда, когда она сама назначит. Но Марте для этого нужна помощь Ингрид. Ничего такого особенного от нее не требуется - Марта уже раздобыла в Даркнете таблетку для эвтаназии, а от Ингрид требуется только пожить некоторое время в соседней комнате с Мартой, чтобы быть рядом, когда Марта лишит себя жизни. 

Марта не хочет расставаться с жизнью в своей квартире, она также не хочет приезжать в те места, где когда-то была счастлива - чтобы не портить хорошие воспоминания. Она хочет снять красивый дом в удобном и безопасном месте неподалеку - не больше, чем на месяц. 

Игрид в полной растерянности. Она понимает, что отговаривать Марту бесполезно, и она не понимает, почему Марта для этого выбрала именно ее, ведь они много лет не общались, а у Марты есть три подруги детства, также у нее есть дочь. 

Но Марта честно призналась, что она уже просила об этом своих подруг, и те категорически отказались, а с дочерью у нее очень плохие отношения: Марта много лет работала военным корреспондентом в различных горячих точках, и в воспитании дочери почти не принимала участия. 

И Ингрид понимает, что Марте больше не к кому с этим обратиться, и она, подумав, соглашается провести месяц в загородном доме в комнате по соседству с Мартой, чтобы быть рядом, когда та совершит эвтаназию. 

***

Это первый полнометражный англоязычный фильм одного из самых известных испанских кинорежиссеров. Перед этим Педро Альмадовар снял две короткометражки на английском - "Странный образ мысли" с Педро Паскалем и Итаном Хоуком, и "Человеческий голос" с Тильдой Суинтон. 

Сюжет этого фильма основан на повести американской писательницы Сигрид Нуньес "Через что ты проходишь". Я повесть не читал, поэтому не могу судить, насколько Альмодовар переработал сюжет книги, но, насколько я понял, он добавил некоторой субъектности рассказчице (в повести об этом всем рассказывается от первого лица) и ввел некоторые сюжетные линии, которых в повести не было.

Впрочем, зрители не обязаны читать литературное произведение, по которому поставлен тот или иной фильм, поэтому давайте поговорим о том, что у Альмодовара получилось.

А получилось у него кино, в общем-то, вполне заслуживающее просмотра, но, скажем честно, мало чем выдающееся. Прежде всего, видно, что режиссер все время ищет, чем бы заполнить этот полный метр. Потому что основная история, которая здесь рассказана, она, скорее, рассчитана на получасовую короткометражку, а не на полнометражный фильм.

В формате короткометражки тот же самый материал мог бы получиться значительно более цельным и более наполненным соответствующими смыслами, которые несколько теряют в остроте, когда их размазывают аж на 107 минут.

Альмодовар это сам понимает, поэтому он дает всякие флешбэки из жизни Марты - история с ее мужем, имеющем посттравматический синдром после вьетнамской войны, история влюбленных кармелитов посреди войны в Ираке - и это выглядело достаточно неуместно.

Подобное у него наблюдалось в предыдущем фильме "Параллельные матери", где вроде бы вполне внятная история о материнстве вдруг резко сворачивает в сторону исторический памяти Испании - жутких травм Гражданской войны.

И мне это сильно мешало: ну рассказываешь ты историю о женщине, которая решила уйти из жизни на своих условиях - ну, хорошо, расскажи ее, но при чем тут вообще этот эпизод с бывшим мужем Марты Фредом, который покинул Марту до рождения их дочери, женился на другой, а потом бросился спасать людей из горящего дома под воздействием каких-то тараканов в его голове - это еще и снято настолько бездарно, что я прям не поверил, что это сделал Альмодовар.

А история - к счастью, очень короткая - влюбленных кармелитов в Ираке? Она тут вообще на черта? Я понимаю, что у Альмодовара без гомосексуалистов не обходится ни один фильм, и с этим нет проблем, но просто сюда это настолько не клеилось...

Ну и непонятно зачем затеянная история с сильно религиозным полицейским, расследующим смерть Марты, который страшно возмутился тем, что женщина, видите ли, совершила самоубийство - ее начали как какой-то обособленный эпизод, где, по идее, Ингрид должна была отбиваться от серьезных обвинений (в США эвтаназия запрещена) с помощью адвоката, но там это тут же слили - адвокат сказала, что "разберется с полицейским". Ну и на черта это вообще все было?

Но в остальном фильм получился по крайней мере неплохим. Тильда Суинтон - отлично сыграла Марту. Продемонстрировала стойкость много чего повидавшей женщины, и четкое намерение сделать все на своих условиях. Замечательная роль, очень понравилось, но Тильда - наверное, сейчас одна из самых интересных американских актрис.

Интересно, что Альмодовар изначально планировал именно Тильду Суинтон на данную роль, а на роль Ингрид он хотел попробовать Джулианну Мур, но предложил Тильде самой выбрать партнершу для фильма. И Суинтон выбрала Джулианну Мур, с которой она до этого никогда вместе не снималась.

Также тут есть интересный момент, связанный с тем, что дочь Марты Мишель тоже играет сама Тильда Суинтон - с Мишель есть один небольшой эпизод в финале картины. И это сделано здорово, понравилось: судя по всему, специалисты по макияжу проделали серьезную работу, потому что Мишель от Марты очень сильно отличается. 

Джулианна Мур тут тоже очень хороша, причем если сначала мне показалось, что ей тут особо нечего играть, но потом стала понятно, что это именно персонаж такой - умеющий прежде всего слушать и сопереживать без выражения каких-то ярких эмоций. И Джулианна это продемонстрировала очень здорово - эта актриса умеет отлично изображать очень разных персонажей, но лучше всего ей удаются роли, где ее героиня умеет слушать, понимать и сопереживать. 

Диалоги между Мартой и Ингрид, скажем честно, не слишком содержательные, хотя там звучит определенный литературно-кинематографический набор из "Мертвых" Джеймса Джойса, Эдварда Хоппера, Вирджинии Вульф с Блумсберийском кружком и фильмов Бастера Китона, но тут Альмодовар не позволяет себе ни малейшей иронии, чего обычно у него в достатке, причем даже в тех фильмах, где говорится о смерти.

За хоть какую-то иронию отвечает, судя по всему, тренер из спортзала, куда ходит Ингрид, который "Мне бы хотелось вас обнять, но нам запрещено это делать из-за судебных исков", и персонаж Джона Туртурро, с которым когда-то Марта имела отношения, а потом Ингрид стала его любовницей: они оба отмечают, что он был когда-то пылким мужчиной, а нынче только и знает, что читать нуднейшие лекции о глобальном потеплении и о том, что планета скоро умрет - эдакий Грет Тунберг на пенсии. Туртурро, как правило, везде хорош, даже в таких ролях, но персонаж получился достаточно нелепый.

Однако замечу, что если к разговорно-постановочной части фильма есть немало претензий, но с визуальной точки зрения здесь все сделано очень даже впечатляюще, Альмодовар это умеет. Его любимые сочетания красного и зеленого - вообще считается, что эти цвета не сочетаются, но Альмодовар на то, что считается плевать хотел, и это правильно, - хорошо продуманные детали декора и интерьеров, одежда героинь - вот тут просто восторг. Мне вообще показалось, что чисто визуальная составляющая для режиссера здесь была главной в этом фильме, ради этого он данную картину и делал. 

Альмодовар во всех своих фильмах демонстрирует отличную работу с цветом, декором и антуражем, просто обычно это является элементом, сопровождающим действие картины, а здесь оно как-то выходит на первый план. Что, конечно, не сказать что плохо - без соответствующей визуальной составляющей фильм стал бы еще более скучным, - но сам факт подчеркивает некоторую бедность сюжетной линии. 

В результате у нас впечатления остались смешанные. Тема в фильме поднята сложная и болезненная, Альмодовар при этом, как большой мастер, не разменивается на дешевые манипулятивные приемы и слезу из зрителей не давит, Тильда Суинтон - великолепная, Джулианна Мур составила ей отличную пару, визуально все сделано совершенно замечательно, однако тут есть сюжетные линии, которые кажутся совершенно лишними, также чувствуется, что все это искусственным образом растянуто на полный метр, из-за чего действие периодически заметно провисает. 

Тем не менее картина получила "Золотого льва" Веницианского фестиваля и еще один спецприз - видимо, скорее по совокупности заслуг. Номинаций на главную испанскую кинопремию "Гойя" картина получила аж десять, из них выиграла три - "Лучший адаптированный сценарий", "Лучшая работа оператора" и "Лучший оригинальный саундтрек". 


Официальный трейлер:

 

© 1998–2025 Alex Exler
13.03.2025
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 5
Актерская игра 5
Режиссерская работа 4
Сценарий 4
Кратко о фильме:
не лучший фильм Альмодовара, но достойно
Нужно ли смотреть:
можно
Комментарии 33

Актрисы страшные, видимо в этом и есть главный ужас
13.03.25 15:21
1 0

Смотреть из-за тильды с её антисемитизмом не буду
13.03.25 14:13
0 0

Не буду смотреть даже ради любимой Джулианны Мур.

P.S. Это ж какой эгоистичной тварью нужно быть, чтобы заставить человека фактически присутствовать при твоём суициде! И зачем? Чтобы подарить подруге психологическую травму до конца жизни, с воспоминаниями об умирающей в соседней комнате? Ну ладно, хочешь ты помереть "на своих условиях" - дело твоё, выпей таблЭтку в одиночку и не морочь людям голову.
13.03.25 13:58
0 0

Я не критик, столь объективно подходить к просмотру не могу. Обычно фильм ложится на настроение, в котором ты его смотришь и, видимо, в данном случае настроение было подстать неспешному красочному, особо ни на что не претендующему повествованию, да ещё с хорошим актёрским составом. Понравилось.
13.03.25 12:32
0 0

Я любила Балканскую войну.
Невероятно органичная самой Суинтон фраза. И дело не в том, что она носит кандибобер на голове, - поосто она вот такая долбанутая корнет Азаров до сих пор.
13.03.25 11:30
2 2

просто она вот такая долбанутая корнет Азаров до сих пор.
Амплуа у неё такое. "Такая ей планида дадена" 😄 За что и любим.
13.03.25 11:53
5 1

Она по жизни такая - ярая прогазовка и прочее.
13.03.25 12:16
2 4

Бросил на Критиканство. Как обычно. Это у меня хобби такое. У Алекса новая рецензия - надо бросить её на Критиканство. 😄
13.03.25 11:30
0 0

Визуально безукоризненное, но, по сути, растянутая на полный метр короткометражка.
Альмадовар водку делала, да?
13.03.25 11:25
1 1

>>Комната по соседству / The Room Next Door

Как не вспомнить Many more of them live next door! 😄
13.03.25 11:25
0 1

А история - к счастью, очень короткая - влюбленных кармелитов в Ираке? Она тут вообще на черта? Я понимаю, что у Альмодовара без гомосексуалистов не обходится ни один фильм, и с этим нет проблем, но просто сюда это настолько не клеилось...
Точно такое же чувство возникает во всех случаях кривого вклеивания элементов "неолиберальной" (на само деле левацкой) обязательной повесточки во многих фильмах, сериалах и играх последние лет 10...
Как говорится, "Ну, хочешь, сними ты себе свою "Горбатую гору", если сильно чешется, и ведь все будут довольны, даже может быть Оскара дадут - за смелость, высокохудожественность и защиту угнетённых.
Но не вкорячивай woke куски в совершенно неподходящую по контексту тему!"

А уж сколько потенциально хороших видеоигр загубили впиливанием того же радфема и намеренно неженственных/некрасивых/небинарных, но очень главных героинек, и потом ещё удивлялись, "Что это у нас никто не покупает...".
13.03.25 10:22
10 5

А что не так с "Горбатой горой"?
13.03.25 10:43
2 2

Сколько?
Я вот знаю обратный пример - многомиллионную игру не выпустили из-за правацкого ревьюбомбинга. А это могла быть первая сюжетная сессионка, дота2 здорового человека.
13.03.25 11:02
1 0

поздравляю, чувак. твои посты стали по первому предложению угадываться.
13.03.25 11:06
3 2

Но не вкорячивай woke куски в совершенно неподходящую по контексту тему!"
Вот где раздолье (будет) для искуственных интеллектов!
ЧатГПТ, исправь мне сериал "Одни из нас", чтоб без гомосеков! И смотришь себе.
13.03.25 11:19
2 0

не вкорячивай woke куски в совершенно неподходящую по контексту тему!"
Да! Если очень хочется их вставить - вставь их в фильм Альмадовара! Ой...
13.03.25 11:32
0 4

А что не так с "Горбатой горой"?
Наоборот, с ней всё так.
Вот с ней как раз всё так - всё по теме, заслуженные призы/овации и т. д.
Я же про это и пишу.
Люди совсем разучились читать глазками 🤷
13.03.25 11:38
0 1

поздравляю, чувак. твои посты стали по первому предложению угадываться.
спасибо, чувак, заслуженно горжусь.
13.03.25 11:38
1 0

ЧатГПТ, исправь мне сериал "Одни из нас", чтоб без гомосеков! И смотришь себе.
Проблема сериала "Одни из нас" вовсе не в третьей серии 😉 серия-то отличная, а во втором сезоне/второй части.
13.03.25 11:39
1 1

Да! Если очень хочется их вставить - вставь их в фильм Альмадовара! Ой...
...Алекс почему-то не оценил 😄
13.03.25 11:40
0 0

Сколько?
Миллионы бабла.
13.03.25 11:41
2 0

Проблема сериала "Одни из нас" вовсе не в третьей серии... а во втором сезоне/второй части
Каждому своё. Я вот досмотрел это кино до третьей серии, выключил на самом прогрессивном моменте и удалил на фиг.
Но кому нравится, тот пусть смотрит, конечно.

Такшта, второй и все последующие сезоны точно пройдут мимо меня.
13.03.25 11:57
3 0

Тильда - наверное, сейчас одна из самых интересных американских актрис
Британских.
13.03.25 10:16
0 4

Интересно, а Сарику Андреасяну нравится Альмодовар?
13.03.25 10:08
3 3

Интересно, а Сарику Андреасяну нравится Альмодовар?
Это может быть интересно только Ю.Лозе.
13.03.25 10:22
0 8

13.03.25 10:53
2 2

Просто забыл поставить смайлик, иначе ведь не поймёшь шутки, да?
Держи: 😉
13.03.25 11:42
1 0

Он добавил вспомогательные сюжетные линии, переписал финал и властно, но не оскорбительно для автора первоисточника присвоил чужой материал.
Антон Долин, "Медуза"
Непревзойденный мастер рассказывать об интереснейшей сфере (кино) поразительно скучно, длинно и заумно.
13.03.25 10:05
4 2

Говорят, есть два мира: мир, в котором мы живём, и мир, который живёт внутри нас. Вероятно, в Антоне Долине живёт мир, серьёзно отличающийся от миров, которые живут в тех, кому Долин кажется скучным. Думаю, тех, кто с интересом и удовольствием читает Долина, не меньше тех, кому Долин скучен, длиннен и заумен.

Я и рецензии Кудрявцева с удовольствием читаю, с детства. И это тоже отдельный формат (и не Экслер, и не Долин). Между прочим, на днях у него вышел электронный шеститомник "50000 кинорецензий".
13.03.25 10:30
0 3

рецензии Кудрявцева с удовольствием читаю, с детства. И это тоже отдельный формат (и не Экслер, и не Долин). Между прочим, на днях у него вышел электронный шеститомник "50000 кинорецензий".
У меня есть его двухтомник, "3500: книга кинорецензий", и вроде не старый, а тут уже целых 50000?!
Фига себе он плодовитый!
13.03.25 11:46
1 1

50 тысяч эк вы дали.
"5000 фильмов. Рецензии за 50 лет", и он включает рецензии с его предыдущих книг, и вышедших в 90е, и из двухтомника "3500 кинорецензий".

Можно заказать у Кудрявцева на странице в ВК.

Кстати, вчера Сергею Валентиновичу исполнилось 69 лет, кто хочет поздравьте покупкой этого шеститомника.
13.03.25 12:23
0 1

У меня есть его двухтомник, "3500: книга кинорецензий", и вроде не старый, а тут уже целых 50000?!
Фига себе он плодовитый!
У меня тоже такой есть, но читать такой крупный и тяжелый талмуд в прямом смысле было довольно мучительно. Лучше б это было 10 книг обычного формата. )

50 тысяч эк вы дали.
"5000 фильмов. Рецензии за 50 лет", и он включает рецензии с его предыдущих книг, и вышедших в 90е, и из двухтомника "3500 кинорецензий".
Случайно лишний нолик поставил. ))) Конечно, 5000.

Можно заказать у Кудрявцева на странице в ВК.
...кто хочет поздравьте покупкой этого шеститомника.
Я его поздравил покупкой всех 6 томов ещё до дня рождения. 😄
13.03.25 13:36
0 0

Вероятно, в Антоне Долине живёт мир, серьёзно отличающийся от миров, которые живут в тех, кому Долин кажется скучным.
Конечно. Для меня одобрение фильма Долиным это знак, что смотреть его почти наверняка не нужно, и наоборот.
Точно как в той сценке "значит хорошие сапоги, надо брать".
13.03.25 14:46
0 0